Туристский религиозно-паломнический маршрут по Мордовии

последние и лучшие новости искусства в мире

Название культурно-познавательного маршрута 

«Туристский религиозно-паломнический маршрут по Мордовии»

Ресурсы о регионе и районе маршрута

Туристский религиозно-паломнический маршрут по святым местам Ичалковского и Ромодановского районов, которым могут воспользоваться как взрослое население, так и учащиеся школ. В работе представлены карты местонахождения стоянок, фотографии монастырей, храмов и святых источников. Перед составлением маршрута проведено анкетирование учащихся и педагогов МОБУ «Ладская СОШ», обработаны результаты в виде круговой диаграммы, составлена памятка для туриста, путешествующего на автобусе. Такие поездки могут быть организованы в ходе внеурочной деятельности по географии, основам духовно - нравственного воспитания и т.д. Маршрут рассчитан на 2 дня, его можно осуществить за выходные дни, что очень удобно, т.к. не нужно отрываться от работы и учёбы.

При монастырях охотно покормят в трапезной, могут организовать и ночлег. В благодарность можно выполнить какие-то посильные послушания. Лучше всего организовывать такие поездки на автобусах для небольших групп (10-15 человек), чтобы не нарушать тихую привычную и размеренную жизнь монахов.
Также перед посещением монастырей и других святынь нужно ознакомиться с правилами поведения и с режимом дня на их территории.

Предполагаемая целевая аудитория 

Учащиеся 1-11 классов 

Сезон

Круглогодично 
Ключевые направления  #История #традиции #природа # святыни #родной край #храм #познавательный туризм #этнографический туризм #экскурсия #народы#культура 
Маршрут интегрируется в образовательные программы 

Религиозный туризм – путешествия, предпринимаемые с целью выполнения или участия в религиозных обрядах, а также посещения духовных центров, мечетей, культовых сооружений, храмов и пр. Данный вид туризма включает в себя религиозно-познавательный туризм и паломничество. Многие культовые объекты являются одновременно объектами поклонения и культурно-познавательного изучения. Туристы участвуют в паломнических и познавательных поездках по святым местам, посещают религиозные центры, принимают участие в богослужениях.
В Мордовии много мест, связанных с православием и святоотеческой историей. Всего в республике около 15 монастырей и обителей, и более 300 храмов. Также в Мордовии много святых источников, которые почитаются местными жителями. История православия на земле Мордовии началась в 16 веке.

Возможный уровень познавательной образовательной нагрузки 

- доступный;
- ознакомительный;
- просветительский;
- исторический;
- этнографический

Доступность для детей с ОВЗ и детей инвалидов  Доступный для детей ОВЗ различных нозологий, в составе смешенных групп (при сопровождение тьютором), при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки.
Продолжительность маршрута  2 дня по территории Ичалковского и Ромодановского районов
Пункты, через которые проходят маршрут  Ичалковский и Ромодановский муниципальные районы
Цели и задачи маршрута 

Цель: повышение культурно-познавательного уровня учащихся во время путешествия, расширение кругозора, удовлетворение их потребностей в постижении нового, ознакомление с историей возникновения, со святынями, расположенными в них, с чудесами исцеления водой из святых целебных источников, а также с целью принятия участия в некоторых христианских обрядах.

Образовательные задачи:
- умение использовать приобретённый позитивный исторический опыт в практической деятельности;
- посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей;
- актуализация и расширение знаний и опыта об истории и традициях народов родного края;
- поддержка познавательного интереса и ценностного отношения к истории, природе, культуре родного края.


1. Первая станция (день первый, утро) – Филаретова пустынька – Крутая гора в Ичалковском районе

Традиционно Крестный ход начинается в райцентре Кемля, верующие проходят около 8 км до Крутой Горы, где старец жил отшельником. Преподобный Филарет Ичалковский (Филипп Кулаков) – местночтимый святой. Он родился в 1835 году, был третьим сыном в семье. Его старшие братья стали монахами, и сам он с раннего возраста хотел избрать тот же путь, рассказывают в Саранской епархии. В день своей свадьбы он оставил родительский дом и удалился за 6 вёрст от села на правое побережье реки Алатырь. Вскоре труды подвижника были прерваны основанием неподалёку от его кельи поселка Крутая Гора, и Филипп удалился в Саровскую пустынь, где принял монашество с именем Филарет. После возвращения из Сарова монах Филарет вновь поселился на пустынном берегу реки Алатырь. Вскоре за духовным советом к нему начали обращаться люди. Очевидцы отмечали мудрость и простоту старца. В конце жизни он заболел, но отказался от операции и скончался 21 августа 1913 года. Его похоронили в Михаило-Архангельском храме в Ичалках; в день памяти преподобного, 21 августа 1999 года, он был канонизирован.
Старец Филарет, которого называют Ичалковским чудотворцем, прославился праведной жизнью подвижника и отшельника, прозорливостью и даром исцеления от болезней. При жизни он всячески содействовал строительству этого храма. В 60-е годы в Ичалковском храме молились и несколько раз служили иерей Василий Гундяев, дедушка Святейшего Патриарха Кирилла, и отец Святейшего — протоиерей Михаил Гундяев. Есть сведения, как к удивлению всех Отец Филарет бывал на службе в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, приходивший в самый разлив воды, а он приходил в самой простой обуви - в лаптях на ногах, и неведомо каким путем, когда через реку Алатырь не было еще и моста.
Еще при жизни, место захоронения определено было в ограде Михаило-Архангельского храма, о построении которого он болел душой. В нескольких метрах от его могилы забил родник, к которому по сей день приходят страждущие за исцелением. По преданиям, около могил святых праведников обязательно должен быть источник. Своим появлением он как бы сигнализирует: рядом — 8 святыня. Прихожане приносят с собой в церковь косынки, сорочки, чтобы они пропитались благодатью от Филарета. В церковь, где хранятся мощи преподобного Филарета приходят люди, страдающие онкозаболеваниями. Они просят святого дать им силы выдержать мучительное испытание и исцелиться. Преподобный помогает исцелять беспокойных младенцев. Распашонки больных детей кладут на ночь за крест на роднике, утром забирают и одевают на ребенка.
В память о почитаемом старце жители Ичалок построили придорожный киот, который установлен на границе Ичалковского и Ромодановского районов. Настоящая придорожная икона с ликом святого Филарета стала своеобразным проявлением народной любви и почтения к жизни подвижника, который своими молитвами помогал людям при жизни и продолжает хранить нас спустя многие годы после своей кончины. 

Преподобный Филарет Ичалковский (Филипп Кулаков)

2. Вторая станция (день первый) - Церковь Архистратига Михаила в с. Ичалки (Покровский храм)
Строительство храма в неовизантийском стиле было начато в 1902 году. Храм имеет три Престола: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы; два боковых: Архистратига Михаила-Николая Чудотворца. 
Церковь одноглавая, с небольшой колокольней. В 30-е годы она была закрыта, но в 1946 году возвращена верующим, и с тех пор службы в ней не прекращались. Это один из немногих храмов Мордовии, сохранивших свое первоначальное убранство и живописное оформление. До возведения в Саранске Свято-Феодоровского кафедрального собора Ичалковская церковь была самым большим храмом Мордовии. Совсем недавно купол храма был увенчан новым крестом, преподнесенным приходу от митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия и главы Республики Мордовия Н.И. Меркушкина. Главной святыней храма является рака с мощами преподобного Филарета Ичалковского (1835-1913), канонизированного в 1999 году, которая стоит в правом приделе.

Михаило-Архангельский храм в с. Ичалки


3.Третья станция (день первый) – с. Большие Осинки, святой источник Тихвинской иконы Божьей Матери

Большие Осинки - деревня в Ичалковском районе, находится на речке Ладка (Лядка). В «Списке населенных мест Нижегородскож губернии» (1863) Осинки (Осиновка) - деревня казенная и владельческая из 25 дворов Лукояновского уезда. Название-термин происходит от русского слова «осина» и указывает на то, что населенный пункт возник у осиновой рощи. Определение «большие» показывает, что рядом находился другой населенный пункт с этим названием - Малые Осинки, т. е. селение более позднего происхождения.
Деревня некогда входила в приход далекого села Лада, а затем села Лобаски. На рубеже XIX–ХХ веков был построен собственный деревянный Тихвинский храм, считавшийся в приписи к ладской Казанской церкви. В 1920-30-х годах храм был в несколько этапов разрушен. Чтимый список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери был сохранен жительницей села Трофимовщина Ромодановского района.
Осиновский уроженец построил на месте уничтоженного храма деревянную часовню, освященную архиепископом (ныне митрополитом) Саранским и Мордовским Варсонофием в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Чтимая икона заняла свое законное место, вернувшись в храм Божий. В церемонии освящения, кроме местных прихожан и представителей клира Ичалковского и Ромодановского благочиний, приняли участие представители государственных и муниципальных организаций, представители широкой общественности. В Большие Осинки к чтимому источнику открыто паломничество.

Святой источник Тихвинской иконы Божьей Матери в д. Большие Осинки Ичалковского района

4. Четвертая станция – п. Труд Ичалковского района. Святой источник Божьей Матери «Троеручица»
Недалеко от с. Камаево находится п. Труд на Святом Источнике явления иконы Божией Матери «Троеручица». Отличительная черта этой Богородичной иконы – кисть руки в нижней части, как бы еще одна рука Богородицы. Но обычно она не написана красками, а сделана из металла. По преданию она помогает во время бедствий, гонений; при несправедливых обвинениях; в тяжких болезнях; во время тоски, уныния, отчаяния. Духовенство Ичалковского района при стечении большого числа православных верующих каждый год 25 июля в день памяти иконы служит водосвятный молебен с чтением акафиста в честь праздника Богородицы.

5.Пятая станция (первый день) - Куриловский Свято-Тихвинский (в честь Тихвинской иконы Божией Матери) женский монастырь
Куриловский Свято-Тихвинский (в честь Тихвинской иконы Божией Матери) женский монастырь возник вблизи эрзянских деревень Старая и Новая Куриловка Саранского уезда Пензенской губернии (ныне Ромодановского района РМ). Старая Куриловка насчитывала 74, Новая Куриловка – 45 дворов. Так значилось в «Списке населенных мест Пензенской губернии» за 1869 год.
В чересполосицу с крестьянами в деревне Новая Куриловка значились земли двух помещичьих семей – Савиновых и Тепловых, последним принадлежали имения в нескольких уездах, усадебные участки в Саранске, дом в Пензе. Один из Тепловых, Африкан Васильевич, штаб-ротмистр в отставке, часто совершал паломничества в Саровскую пустынь, где встречался с преподобным Серафимом, благословившим помещика на основание женской общины. В дар от батюшки Серафима он также получил некоторые личные вещи – «мантию, подрясник, свитку, обрубок дерева из его кельи, топор, лапти», которые после его кончины, в 1833 году, приобрели для верующих значение бесценных реликвий.
Община возникла в середине 1830-х годов после того, как Тепловым был построен первый каменный храм. Назвали его в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Строительство храма началось в год смерти преподобного Серафима (1833 г.). В 1835 г. он был освящен. Верующих привлекала великолепная стенная живопись, прекрасные копии с подлинных икон Тихвинской Богоматери и с чудотворного Знамения, хранившегося в Понетаевском монастыре. Особое значение для паломников имели реликвии, содержавшие мощи высокочтимых русской церковью святых: Апостола Андрея, Игнатия Богоносца, священномученика Харлампия Василия Великого, Иоанна Златоуста и многих других. В Куриловском монастыре наравне с прочими святынями демонстрировались личные вещи Серафима Саровского, почитание которого как святого началось задолго до официальной канонизации.
За годы советской власти от монастырского комплекса мало что осталось. Были разрушены оба храма, колокольня, все хозяйственные постройки. Помещения использовались детским домом, школой, впоследствии как склады местного хозяйства. В итоге большинство корпусов пришли в ветхость, были полуразрушены.
В 1995 году по благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия (ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии) монастырь вновь обрел жизнь (по постановлению Св. Синода от 26.12.1995 г.). Возрождение обители началось с того, что в одной из комнат бывшего келейного корпуса поселились первые насельницы – две монахини и послушница. Первой настоятельницей возродившегося монастыря была игуменья Вероника. Сегодня ею является матушка Серафима (Куняева).
В 1997 г. было уже 20 инокинь, в т. ч. две схимницы. На их долю выпал тяжкий труд по восстановлению разрушенного монастыря. Матушка Никона, проживающая здесь с 1996 года, вспоминает: «Землю невозможно было вскопать, ее долбили ломом, в освобожденное пространство засыпали чернозем и лишь тогда все высаживали. Могилы за годы советской власти так сравняли с землей, что и не понятно, где они раньше находились. При копании траншеи, были вырыты человеческие останки». Бывшие выпускники Куриловской школы вспоминают, что на останках затоптанного монастырского кладбища у них проходили торжественные линейки. Дети тогда и не догадывались, что это за утрамбованные холмики под ногами, на уютной полянке в лесу рядом со школой.
Восстановление храмов началось с открытия в небольшой комнатке домовой церкви. В настоящее время в монастыре всего 8 монахинь.

Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь в с. Курилово Ромодановского района

6. Шестая станция (второй день) - Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь
В Свято-Троицком Чуфаровском монастыре память Новомучеников и Исповедников Церкви Русской празднуется дважды в год: общецерковный праздник (переходящий) - в феврале и местный - 13 августа. Праздник в августе связан с памятью первого из прославленных Новомучеников — свщмч. Вениамина, митрополита Петроградского (прославление было в 1992 году), также в этот день было совершено освящение храма. С тех пор, в этот день совершается праздничное богослужение при большом стечении народа в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
20-23 июля 2017 года в монастыре работали бойцы республиканского патриотического движения «Поиск». Были проведены раскопки в районе старого заброшенного сада, на известных местах массовых захоронений жертв тюрьмы НКВД в 20х годах ХХ века, которая находилась на территории монастыря. За четыре дня работы бойцы исследовали порядка 200 квадратных метров земли. Были обнаружены 17 неучтенных братских могил разного периода, в которых нашли свое упокоение 38 жертв чуфаровской тюрьмы НКВД. На четвертый день поиска – 23 июля – поднятых жертв предали земле на этом же месте, но уже с соблюдением всех православных канонов. Останки поместили в гробы, и после заупокойного богослужения, которое совершил наместник монастыря игумен Руфин в сослужении благочинного района протоиерея Владимира Кугушева, иерея Николая Новотрясова, и насельников Свято-Троицкого монастыря, захоронили. На месте погребения установили 38 крестов. Впоследствии планируется строительство часовни.
Начало монастырю положили несколько девиц, собравшихся вокруг жены старца Игнатия Екатерины Прохоровны. Сначала их было 6 женщин, и в одно из своих посещений Чуфарова старец Игнатий выделил среди «черничек» Евдокию Сергеевну Трофимову, которой и поручил возглавить общину, как единственно грамотной из всех сестёр-крестьянок. Простые верующие и руководители церковной иерархии высоко ценили труд сестёр-художниц, которые писали иконы.
Из многочисленных икон, написанных монахинями, сохранились ныне только одна — образ святой мученицы Лидии и преподобного столпника Симеона. Это икона написана в 1912 году. Известен тот факт, что иконостас Казанской церкви села Маколово расписывали монахини Чуфаровского монастыря – об этом свидетельствует и надпись на обратной стороне иконостаса.
Рукодельная мастерская обители занималась изготовлением священных облачений, изготовляла чеканные оклады на иконы и киоты. Епископ Пензенский Митрофан, посетивший Чуфарово летом 1892 года, самым внимательным образом познакомился с работами монахинь и высказал удовлетворение тем, как были организованы работы в иконописной мастерской.
Монастырь существует доныне, привлекая множество паломников со всей округи. Перенесение мощей ст. Игнатия на территорию монастыря 13 сентября 2010 года послужило знаком начала восстановления главной святыни обители – Троицкого собора. По благословению правящего архиерея митрополита Варсонофия, воссоздание собора было начато в сентябре 2010 года. Один из ктиторов молился о начале предстоящего дела перед иконой Пресвятой Богородицы. Знаком благословения стало случайное для всех, а не для него, событие: висящая перед иконой лампада опрокинулась, и все масло вылилось на голову. Он воспринял это как ответ на свою молитву и приступил к совершению дела. Был найден проект храма, сходного с тем что изображен был на старинной зарисовке, проведены изыскательные работы на месте будущего строительства храма. С Божией помощью храм и колокольня будут восстановлены в прежнем виде.
Дело воссоздания храма только началось, и св.обитель ждет будущих участников и благотворителей, чьи имена будут поминаться всегда. 7 октября 2011 года в связи с разделением епархии произошли изменения в административном руководстве монастыря. Наместник монастыря игумен Вениамин был хиротонисан в епископы и возглавил одну из епархий митрополии Ардатовскую. Новым наместником стал бывший благочинный Иоанно-Богословского монастыря иеромонах Руфин.

 Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь в с. Большое Чуфарово Ромодановского района

Качественная укладка линолеума или как сделать правильно прикатку линолиума

Версии сайта 

A- A A+

Опрос о качестве образовательных услуг 

Виртуальная приемная 

УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ 

Яндекс.Метрика

 

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #fbeac9 #eef8239 #241013141836