Круглый стол "Развитие научно-технического творчества детей в системе дополнительного образования: Проблемы и пути решения"

последние и лучшие новости искусства в мире

15 декабря 2015 года Уткина О.А., директор ГБОДОРМ «Республиканский Центр дополнительного образования детей» приняла участие в заседании Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию на тему: "Развитие научно-технического творчества детей в системе дополнительного образования: Проблемы и пути решения".

Открывая работу круглого стола, заместитель председателя Комитета по образованию И.В. Мануйлова отметила, что «сегодня лидерами экономического развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их формировать собственную мощную производственную базу.Поэтому нам необходимо в самые короткие сроки сформировать систему профессионального самоопределения детей и подростков именно в инженерно-технической сфере».

 По мнениюдепутата, особая роль в этом отводится системе дополнительного образования детей, что нашло отражение и в важнейших законодательных актах Российской Федерации, которые были приняты в последние годы, в первую очередь это Закон об образовании, Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Национальная стратегия действий в интересах детей, Концепция развития дополнительного образования.

И.В. Мануйлова рассказала, что, по мнению Комитета, есть целый ряд сложностей, которые препятствуют в должной степени развитию научно-технического творчества детей, обозначив следующие:

«Во-первых, высокуюнаукоёмкость и высокие требования к материально-технической оснащённости, к кадровому обеспечению, которое необходимо для развития технического творчества детей на современном уровне, сегодня могут позволить себе далеко немногие организации дополнительного образования. И, как правило, они сосредоточены в крупных административных центрах, а ведь задача поставлена – обеспечить территориальную доступность детей к таким центрам.

Отсутствие чёткого механизма применения инструментов сетевого взаимодействия всех организаций, которые заинтересованы в научно-техническом творчестве детей.

Отсутствует необходимая координация в развитии системы дополнительного образования в целом по России. Делается многое, но делается весьма обособленно, не согласованно, не скоординировано в целом между различными регионами России.

Мало проводится конкурсов, которые были бы направлены на выявление и развитие у детей интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научно-исследовательской, научно-технической деятельности.

Действует мало инновационных площадок для организации интеллектуального досуга детей и подростков.

Отсутствует единая на территории Российской Федерации эффективная специализированная среда коммуникации для детей и подростков, которые были бы объединены желанием заниматься научно-техническим творчеством. 

Не действует система научно-технического просвещения для детей, информационного сопровождения результатов их научно-технического творчества в средствах массовой информации, в специализированных журналах, которые ориентированы на детско-юношескую аудиторию.

Отсутствует современная единая система учёта результатов научно-технического творчества детей и формирование их персональных творческих портфолио.

Недостаточно развито международное сотрудничество в сфере научно-технического творчества детей.

Отсутствует необходимый экономический механизм адресной поддержки детей, которые хотели бы заниматься научно-техническим творчеством. Пока можно говорить о весьма низкой эффективности привлечения внебюджетных средств в эту сферу дополнительного образования».

Говоря о путях решения названных проблем, И.В. Мануйлова напомнила о плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования. По ее мнению, если заложенные в плане направления будут выполнены, это решит многие вопросы. Среди других важных задач депутат назвала проведение Всероссийской конференции по развитию научно-технического творчества детей в рамках Всероссийского форума "Будущие интеллектуальные лидеры России", государственную поддержку специализированных изданий, которые направлены на развитие научно-технического творчества детей и молодёжи, создание комплексных программ сетевых детских центров и конкурсных движений.

Директор Департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации А.Э. Страдзе отметил, что «необходимо, прежде всего, научиться измерять дополнительное образование, поскольку это образование не стандартное, нужно сделать определённые шаги по созданию единой метрики и единых подходов к организации этого неформального образования в нашей стране. На сегодняшний день, порядка 64 процентов детей обеспечены программами допобразования, но эта тема, очень нуждается в глубоком обсуждении, поскольку статистический инструментарий в настоящее время у нас не совершенен».

По его словам, доля занимающихся в кружках технической направленности варьируется от 2 процентов в Ненецком автономном округе до 12 процентов в Татарстане и 11 процентов в Ленинградской области. С учётом приоритетности развития технических и инженерных направлений в стране это явно низкий уровень.

Руководитель Департамента Минобрнауки заметил, что «при предоставлении дополнительного образования, регионы и муниципалитеты вольны в определении объёма услуг, объёма направляемых бюджетных средств. И они, как правило, определяются по остаточному принципу. Эта ситуация на сегодняшний день неприемлема и для нас крайне важно нормативные затраты рассчитывать по созданным нормативам».

В этой связи Минобрнауки России выпустил приказ номер 10-40 22 сентября 2015 года, где утверждены общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных муниципальных услуг в сфере образования, науки и молодёжной политики.

По мнению А.Э. Страдзе, «это очень важный шаг, который фактически переводит финансирование сферы ДОД в конкурентную среду; это позволит в первую очередь финансировать те программы, которые действительно интересны и востребованы детьми».

Минобрнауки России также разработал проект постановления Российской Федерации, направленный на предоставление субсидий из федерального бюджета на конкурсной основе негосударственным организациям, осуществляющим мероприятия по содействию развития дополнительного образования детей в части возмещения затрат, понесённых ими на уплату процентов по кредитам, что позволит увеличить объём частных средств, привлекаемых для развития дополнительного образования детей.

В обсуждении докладов приняли участие депутаты Государственной Думы, представители исполнительных органов власти, руководители организаций дополнительного образования регионов, эксперты, педагогическая общественность.

Качественная укладка линолеума или как сделать правильно прикатку линолиума

Версии сайта 

A- A A+

Опрос о качестве образовательных услуг 

Виртуальная приемная 

УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ 

Яндекс.Метрика

 

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #fbeac9 #eef8239 #241013141836