Название культурно-познавательного маршрута
|
Экскурсия в Наровчат с посещением Троице-Сканова женского монастыря и пещерного комплекса (Республика Мордовия-Пензенская область)
|
Ресурсы о регионе и районе маршрута
|
Пещерный комплекс
Одной из самых интересных и завораживающих достопримечательностей Пензенской области является святое намоленое место - Троице –Сканов женский монастырь, а рядом с женской обителью возрождается древний подземный мужской монастырь. Вы пройдете по его ходам-лабиринтам, протяженность которых превосходит Киево-Печерские пещеры, посетите подземные кельи и храм. Возле подножия монастырской горы бьет святой источник, целебная вода которого наполняет купальни и дарит Вам физическое и духовное здоровье Наровчатские пещеры. Уникальный комплекс в Пензенской области. Гора Плодская (Пещерная, она же Городок), в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла деревянная часовня. На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм во имя Киево-Печерской Божией Матери и св. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Чудотворцев (освящен 6 сентября 1870 г.) и во имя св. великомученицы Варвары, выполненный в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней, часовня и несколько келий для братии. О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. «Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре», – рассказал краевед Владимир Поляков. Наровчатцы утверждают, что много лет тому назад, когда обвалов ещё не было, мальчишки, бродя по пещерам, обнаружили подземное озеро, а на его берегу – скульптуру из необычно красивого камня. Другие рассказывают, что доходили до железной кованой двери, открыть которую так никто и не смог. Третьи уверяют, что добирались до аптеки на нижнем ярусе пещер, находили лекарства неизвестного происхождения, ампулы с благовониями и многое другое.
|
Предполагаемая целевая аудитория
|
Обучающиеся (воспитанники) общеобразовательных организаций: - возраста: 10 – 16 лет - ступени образования: 3-4 класс, 5-8 класс, 9-11 класс. Степень интеллектуальной, эмоциональной, физической, сенсорной нагрузки: средняя. Есть ограничения по здоровью.
|
Сезон
|
Маршрут может быть реализован круглогодично.
|
Ключевые направления |
#История #Православная культура #Родной край #Исследователи |
Маршрут интегрируется в образовательные программы |
- образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС - предметная область «ОРКСЭ», «География», «История» - рамках внеурочной деятельности: культурно-просветительская деятельность, индивидуальный проект; исследовательская деятельность; - дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческой) - программы воспитания /воспитательной работы: познавательные (развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей), ценностно-ориентационные (формирование отношения к миру, убеждений и взглядов, нравственных и иных норм жизни), общественные (взаимодействие в коллективе, умение работать в группе, разрешение возникающих конфликтов, свое мнение), формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения,исследовательская и проектная деятельность. Образовательные и воспитательные эффекты: воспитание в обучающихся самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие способности к самовоспитанию и саморегулированию. Прогнозируемые результаты: - вовлечение в исследовательский процесс, самостоятельная работа с источниками; - формирование целостной картины коксохимии и географического положения, ресурсов; - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
|
Возможный уровень познавательной образовательной нагрузки |
- ознакомительный - проектировочный - культурно-просветительский
|
Доступность для детей с ОВЗ и детей инвалидов |
Доступен для обучающихся с ОВЗ при отсутствии противопоказаний к средней физической, интеллектуальной, сенсорной и эмоциональной нагрузке. Доступность только в составе смешанных групп при сопровождении ассистентом/тьютором. Ограничения для лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
|
Продолжительность маршрута |
1 день |
Протяженность маршрута |
Протяженность маршрута составит около 132 км. в одну сторону на автобусе. Предусмотрен обед, санитарные остановки.
|
Пункты, через которые проходят маршрут |
г.Саранск –с. Сканово– с.Наровчат - г. Саранск
Объекты показа: Троице-Сканово женский монастырь, купель и пещерный комплекс.
|
Цели и задачи маршрута |
Цели маршрута – изучение духовной истории через походы, экскурсии по святым местам , чтобы соприкоснуться с ценностями и духовными истоками православной культуры. Задачи маршрута: - формирование духовного, культурного развития ; -формирование межпредметных связей и умения самостоятельно пользоваться различными источниками с целью выполнения исследовательской работы, - сбор материала для выполнения исследовательской работы (формы: записи и зарисовки в блокноте, диктофон; фото и видео съемки).
|
Дополнительные условия |
Проезд группы – организованный, на заказном автобусе. Посещение музея А.И. Куприна. Посещение краеведческого музея. Экскурсия в «Уездную тюрьму 19 века».
|
Карта маршрута |
|
Фотоматериал |
|
1 день |
Сбор группы - г. Саранск (ориентировочно 8:00). Техника безопасности, инструктаж. Вводная экскурсия.
Протяженность маршрута: 1 день, 146 км. (9 ч. без учета остановок).
|